8 бесценных принципов развития личности ребёнка по методу Юлии Гиппенрейтер

Развитие личности – это вполне обусловленный процесс накопления и реализации различных качеств человека, который осуществляется посредством взаимодействия с окружающим миром. При этом в самом начале пути, ребенку в развитии своеобразными «костылями» приходятся родители. В дальнейшем, он, конечно, будет руководствоваться своими мотивами и потребностями, но на начальном этапе переоценить вклад родителей в развитие личности ребенка очень сложно.

8 бесценных принципов развития личности ребёнка по методу Юлии Гиппенрейтер

Ключевым понятием в данной теме является то, что воспитание – это не только про дисциплину. В первую очередь, необходимо установить добрые доверительные отношения с ребенком. После этого, как правило, проблем с дисциплиной не возникает. Поэтому родителям все-таки стоит уделить достаточное время, чтобы скорректировать или даже заново открыть для себя искусство общения, что очень легко сделать в наше время.

Одним из самых известных психологов, которая объединила накопленный опыт ученых и предложила родителям действенные техники общения с детьми в своих трудах, является Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Она же и сформировала основные принципы гуманного подхода к воспитанию детей как личности.

1. Безусловное принятие

Ребенка любят просто так. За то, что он есть. А не за то, что красивый, умный, отличник, чистюля и прочее. Поэтому при выражении недовольства, делать это следует в отношении действий ребенка, а не его самого или его чувств.

2. Адекватная помощь

Если ребенок может что-то делать сам и не просит о помощи, но при этом родителю кажется, что тот делает все не так, не стоит мешать ребенку. Таким образом, взрослый сообщает ребенку, что с ним все хорошо и в него верят.

Если же у малыша не получается что-то и он готов принять помощь родителя, то помочь нужно обязательно, чтобы не отбить у него интерес к этому делу в дальнейшем. При этом помогать необходимо только в том, что ребенок не может выполнить сам и, по мере освоения его новых умений, ненавязчиво передавать их выполнение ему.

3. Нет принуждению

Ребенок должен заниматься тем, что ему нравится и вызывает интерес. Родителю остается только относиться с уважением и искренним интересом к любимым увлечениям и занятиям своих детей. В дальнейшем, взрослый постепенно снимает с себя заботу и ответственность за дела ребенка и передает их ему. Это позволяет последнему столкнуться с последствиями своих действий: как отрицательных, так и положительных.

4. Активное слушание

Родители, при беседе с ребенком, возвращают ему ту информацию, которую от него получили, при этом дополнительно обозначают его чувство. Таким образом, они показывают, что понимают проблему или ситуацию ребенка и готовы принимать ее. Активное слушание всегда происходит лицом к ребенку.

Если он расстроен и огорчен, то рекомендуется на все отвечать в утвердительной форме, так как это позволяет показать, что родитель слышит и понимает ребенка, его эмоции и переживания. После ответа желательно держать паузу, дабы позволить ребенку разобраться со своими эмоциями и переживаниями, а также почувствовать, что взрослый рядом и поддерживает его.

5. Какие возможности – такие потребности

Чтобы уменьшить негативные эмоции в отношении ребенка, родителю не нужно требовать от ребенка невозможного или изменить окружение так, чтобы проблема, вызывающая негатив, исчезла.

6. Искусство конфликта

Правильное разрешение конфликта – это такое, при котором выигрывают оба: и родитель, и ребенок. То есть, сначала родитель проясняет конфликтную ситуацию, используя метод активного слушания. Затем собираются предложения, оцениваются, и выбирается наиболее приемлемое, для обеих сторон, решение.

7. Бесконфликтная дисциплина ребенка

Правила обязательно должны присутствовать в жизни семьи, но есть несколько оговорок. Хорошо, если их не очень много, они гибкие и не противоречат потребностям ребенка. Что касается наказаний, то они осуществляются путем лишения чего-то хорошего.

8. Позитивная оценка самого себя

Дети узнают себя только из слов и отношения к ним близких людей. Если ребенок слышит и видит, что он — хороший, что его любят, то это формирует в нем хорошее отношение к себе и является базисом психологического выживания в социуме. Поэтому для родителей это одна из главных задач в воспитании ребенка.

Данные принципы воспитания помогают установить благотворную обстановку в семье. Такой стиль взаимодействия называют «личностно центрированным», то есть в центре внимания личность человека, с которым происходит общение. В самих трудах Гиппенрейтер можно ознакомиться с более подробным описанием способов и методик развития личности ребенка, различными примерами и заданиями, а также некоторыми исследованиями, их результатами и экспериментами.

Несомненно, родителям, которые хотят помочь ребенку стать полноценно развитой личностью, нужно очень много работать, в первую очередь, над самими собой. А это тяжелый и серьезный труд, на который стоит пойти не только ради детей, но и ради себя тоже.

Оцените статью, нам важно Ваше мнение:
О женском с вдохновением