До девяти лет у детей обычно еще очень слабо сформировано чувство собственного «я». Постоянно командуя ребенком, мы возводим стену между собой и сыном или дочерью вместо того, чтобы укреплять естественную связь, которая существует между родителями и детьми.
Самое сильное волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества, – это слово «ДАВАЙ». При любой возможности приглашайте детей участвовать в той или иной деятельности вместе с вами. Даже тогда, когда вы просите ребенка выполнить какое-то конкретное задание, например,: «Не уберешь ли ты в комнате?» – предваряйте свою просьбу фразой типа: «Давай подготовимся к вечеринке». Если ваша просьба становится частью приглашения к совместной деятельности, дети идут на сотрудничество охотнее.
Формула «Давай»
Формулу «давай» можно использовать в большинстве ситуаций, пока ребенку не исполнится ДЕВЯТИ ЛЕТ. После этого слова «Давай приберем в комнате» прозвучат фальшиво, особенно если вы сами не собираетесь участвовать в процессе.
Для поощрения сотрудничества старайтесь соблюдать следующие ПРАВИЛА:
– Просите, а не приказывайте.
– Старайтесь, чтобы ребенок чувствовал, что он сотрудничает с вами, а не просто подчиняется; позволяйте ему сопротивляться (если у него возникает такое желание). Если ребенок не имеет права сопротивляться, спорить и вести переговоры, то ваша просьба на самом деле является приказом или требованием.
– Используйте формулы «Не сделаешь ли ты» или «Сделай, пожалуйста». Не скупитесь на «пожалуйста».
– Откажитесь от риторических вопросов и лекций.
– Старайтесь формулировать просьбы прямо и по возможности позитивно.
НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ
Приказ: Убери вещи.
Просьба: Давай-ка приберем в этой комнате. Не разложишь ли ты вещи по местам?
Приказ: Не бросай это там.
Просьба: Давай будем класть вещи на место. Не положишь ли ты это в шкаф?
Приказ: Не разговаривай с братом таким тоном.
Просьба: Давай будем относиться друг к другу с уважением. Разговаривай, пожалуйста, с братом повежливее.
Приказ: Не бей сестру.
Просьба: Пожалуйста, перестань бить сестру. Давайте жить дружно.
Приказ: Завяжи шнурки.
Просьба: Давай-ка подготовимся к выходу. Завяжи, пожалуйста, шнурки.
Приказ: Застегни рубашку.
Просьба: Давай постараемся выглядеть как следует. Не застегнешь ли ты рубашку?
Приказ: Почисть зубы.
Просьба: Давай-ка приготовимся ко сну. Почисть, пожалуйста зубы.
Приказ: Выключи телевизор.
Просьба: Давай не будем смотреть телевизор слишком много. Выключи его, пожалуйста, через десять минут, когда закончится эта передача.
Приказ: Иди обедать.
Просьба: Давай-ка пообедаем. Иди, пожалуйста, к столу.
Приказ: Прекрати болтать.
Просьба: Давай-ка посидим тихонечко и послушаем маму. Перестань болтать, пожалуйста.
ЕСЛИ РЕБЕНОК СОПРОТИВЛЯЕТСЯ…
Когда вы только начнете применять этот подход, в руках у вашего ребенка окажется слишком много власти. Возможно, он станет смеяться вам в лицо и говорить «нет». Не беспокойтесь: этого и следует ожидать. Ребенок либо с удовольствием сотрудничает, либо с удовольствием сопротивляется. В конце концов, разве вы сами всегда делаете то, о чем вас просят? Надеюсь, нет.
Позволяя ребенку сопротивляться, вы в конечном счете добиваетесь от него сотрудничества, а не бездумного послушания. Некоторое сопротивление с его стороны даже полезно. Для того чтобы в ребенке пробудился дух сотрудничества, ему нужно снова и снова убеждаться в том, что вы к нему прислушиваетесь так же, как он прислушивается к вам.
Из книги Джона Грэя «Дети с небес»