Вы попадали в ситуацию, когда кто-то орал на вас? Или вы сами из тех, кто часто срывается на крик? Вам приходилось повышать голос, обличать, упрекать или делать выговор? Вы ловили себя на том, что выходите из себя, начиная кричать?
Если ваш ответ «да», то вы не одиноки: многие используют крик в качестве инструмента коммуникации, вплоть до потери контроля над собой.
Дети, которые воспитываются в среде, где вопли и ругань воспринимаются как обычный способ взаимодействия, развиваются медленнее.
Когда родители намеренно используют крики как инструмент установления дисциплины, дети испытывают проблемы с поведением, симптомы тревожных расстройств и депрессии.
Исследователи и клиницисты расходятся по вопросу пользы или вреда криков. Естественно, все согласны, что кричать, чтобы защитить кого-либо от реального вреда, угрозы и даже предполагаемой опасности, допустимо. Однако, есть и другие причины, по которым люди кричат. Крик используется как средство наказания, обличения или исправления поведения другого человека.
Крик как средство контроля за дисциплиной часто оказывается формой насилия и злоупотребления (абьюза). Он редко смягчает конфликт или устраняет проблему, и никогда не ведет к прекращению скандала.
Почему мы кричим друг на друга?
«Гнев – это кислота, которая больше вредит сосуду, где она хранится, чем тем, на кого она выливается», — сказал Марк Твен. Многим кажется, что они кричат, унижают и оскорбляют окружающих вполне обоснованно. Общество может оправдывать подобное поведение, объясняя его заботой, стремлением защитить или мотивировать людей.
Как правило, мы считаем крик допустимым в следующих ситуациях:
- стремление родителей исправить поведение детей и контролировать соблюдение дисциплины;
- желание тренера или преподавателя вдохновить спортсменов или учеников на лучшие результаты;
- выговор со стороны работодателя;
- самоутверждение одного человека за счет другого;
- стремление привлечь внимание собеседника;
- желание вызвать или всколыхнуть эмоции;
- нацеленность на результат.
Как биологический вид, мы существа эмоциональные, импульсивные и склонные к противоборству. Хотя нас стимулирует соперничество, крики и словесная конфронтация редко вдохновляет и поощряет кого-либо. При попытке мотивировать через негативное подкрепление, стимул провоцирует сильные отрицательные чувства.
А если мы мотивируем через положительные эмоции, внушение надежды, поддержку и убеждение, мы с большей вероятностью создадим у человека позитивный настрой.
Природа крика
Крик является словесным отражением физического наказания. Сложность природы крика в двойственной природе его целей. Крик может быть использован как способ наказания, но также он является выражением волнения, пыла, рвения, восторга и радостного энтузиазма. Он используется, чтобы привлечь внимание к угрозе, риску, опасности и для общения в экстремальной ситуации.
Люди, которые срываются на крик, часто используют его для управления поведением окружающих, чтобы удовлетворить свои ожидания или желания. Подобное давление может использоваться, чтобы вызвать послушание, уступчивость и податливость со стороны другого человека.
Но использовать крик для исправления чужого поведения бессмысленно. Крик разрушает дух. Он ломает сущность человека, к которому обращен, и недостоин того, кто его использует. В большинстве случаев это истерика, которую испытывает один человек и навязывает другому.
Ярость возникает, когда мы не контролируем себя. Мы чувствуем, что не управляем ситуацией и поэтому ведем себя агрессивно. Мы кричим, выплескивая накопившийся гнев, когда считаем, что у нас нет других альтернатив.